:: Виктор Долгов. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ»: ЗАЧЕМ В А П ЛОББИРУЕТ ДРОБЛЕНИЕ К Т Ж?
Высшая аудиторская палата (ВАП) продавливает идею дробления НК «Казахстан Темир Жолы». Рост обязательств национальной компании перед кредиторами заставляет искать варианты реформирования всей отрасли. Пока в качестве основной рабочей модели обсуждается схема с выделением двух независимых операторов: компании-перевозчика, которая будет оказывать транспортно-логистические услуги, и компании-оператора инфраструктуры.
В рамках аудита НК «Казахстан Темир Жолы» руководство ВАП сделало выводы о рисках дефолта компании и предложило ввести внешнее управление с целью раздробить национального оператора железных дорог под предлогом формирования конкурентной среды для грузоперевозок и, в конечном счете, повышения доходов государства. При этом оператор инфраструктуры, наоборот, будет сокращать расходы – по замыслу, целесообразно сохранить только те маршруты, которые востребованы у компании-перевозчика и могут генерировать прибыль.
Однако опыт дробления активов НК КТЖ уже есть:
• Еще согласно Программе реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы, пассажирское хозяйство КТЖ было разделено на отдельные предприятия: АО «Пригородные перевозки», ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс», АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», АО «Багажные перевозки», АО «Вагон-сервис», АО «Вокзал-сервис» и т.п. В конкурентный сектор были переданы ремонтные предприятия, в частную собственность и на баланс местных исполнительных органов отошли объекты водо- и теплоснабжения. Таким образом, некогда единая железнодорожная система оказалась раздроблена на отдельные предприятия – как частные, так и государственные. Тем не менее, улучшения сервиса в перевозках не произошло.
• Кроме того, в 2011 году из структуры КТЖ решением экс-председателя правления Ерлана Атамкулова был выведен актив АО «КеденТрансСервис». Мы не утверждаем, но, по некоторым слухам, актив был приобретен на 50% самим Атамкуловым, а вторые 50% - Тимуром Кулибаевым. Впоследствии его продали российской ПАО «ТрансКонтейнер». В 2018 году уже НК КТЖ была вынуждена проводить обратный выкуп АО «КеденТрансСервис» у российских собственников по рыночной цене. Тем самым интересам Казахстана был нанесен ущерб.
Позднее вскрылись отдельные коррупционные эпизоды. Часть зарубежных грузоотправителей и экспедиторов заявляла, что их вынуждали переоформлять свои заявки на транзит грузов через аффилированные с КТЖ организации АО «КеденТрансСервис» и АО KTZ Express.
Таким образом, предложение руководства ВАП относительно дробления НК КТЖ и последующей приватизации привлекательных активов не является обоснованной бизнес-моделью, да и в более широком смысле – свежей экономической идеей.
Опыт показывает другое. Железнодорожный комплекс – вертикально интегрированная система, которая не может эффективно работать в раздробленном формате. Государственному оператору впоследствии все равно приходится проводить обратный выкуп активов. А сама чехарда с «приватизацией-национализацией и обратной приватизацией» сильно напоминает коррупционную схему.
Однако информационная атака ВАП на НК КТЖ потенциально формирует вокруг компании негативный информационный фон и подспудно подталкивает политическое руководство страны к стратегически неправильному решению о дроблении и приватизации структуры, обеспечивающей транспортную безопасность Казахстана.
Дробление крупных системообразующих национальных компаний в целом не отвечает задачам поддержания национальной безопасности страны. Политическое руководство Казахстана теряет рычаги управления ключевыми отраслями хозяйства, в данном конкретном случае – железнодорожным транспортом, пассажирскими и грузовыми перевозками.
Аудиторы не принимают во внимание тот факт, что нацкомпании играют важную неэкономическую, стабилизирующую роль в экономике страны, зачастую субсидируя целые ее сегменты. Например, сегмент пассажирских железнодорожных перевозок: если его не субсидировать, то стоимость поездок будет просто «неподъемной» для основной массы рядовых граждан.
ВАП вменяет в вину НК КТЖ низкую долю рентабельности на полученные государственные вложения и субсидии. Но определение нормы рентабельности – прерогатива правления и советов директоров компаний, а не аудиторов. В конце концов – отраслевого ведомства. Складывается впечатление, что менеджмент ВАП просто пытается показать, что мог бы лучше управлять активами.
Возникает вопрос: а зачем ВАП лоббирует дробление национального оператора? «Расчленение» нацкомпаний с последующей приватизацией наиболее ликвидных активов содержит большие риски умышленных коррупционных действий (как и показал прецедент с приватизацией АО «КеденТрансСервис»).
Но даже если информационные атаки ВАП не приводят к приватизации актива, в любом случае они оказывают давление на курс акций компании, ухудшают ее публичный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов. А тем самым подрывают и экономические интересы Казахстана в данном хозяйствующем субъекте.
Смысл аудита как внешнего финансового консультирования заключается не в подрыве репутации проверяемых структур, а, наоборот, в оказании консультационной помощи, совместном поиске «узких мест» в работе компаний аудиторами и менеджментом. Именно так работают ведущие мировые аудиторские компании – так называемая «большая четверка». Их задача – не подрыв репутации, а повышение эффективности внутреннего управления исследуемых структур.
Высшая аудиторская палата, будучи государственным органом, чрезмерно широко трактует свои полномочия, и не несет ответственности за последующий коммерческий ущерб, нанесенный субъектам бизнеса.
Можно говорить о том, что ВАП стала инструментом борьбы элитных групп за перераспределение экономических активов и сфер влияния.
Источник: СПИК-Тайм