:: ПРОТЕСТЫ В КУЛЬСАРЫ: КТО-ТО ХОЧЕТ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ БЕДСТВИЯ ЛИЧНУЮ ВЫГОДУ?
Как бы власти ни пытались избежать эскалации социальной напряженности в регионах, пострадавших от катастрофических паводков, такая угроза сохраняется. На прошлой неделе тревожный звонок прозвенел в городе Кульсары Атырауской области, где в ночь с 15 на 16 мая сотни жителей, недовольных размерами предложенных им компенсаций за разрушенные дома, пытались блокировать местный акимат.
Языком ультиматума
Наверное, многие согласны с мнением, что власти тоже несут свою долю ответственности за случившееся – не прояви они беспечность, последствия могли быть не столь тяжелыми. А значит, по логике, они должны либо восстановить дома, либо предоставить лишимся крова равноценное жильё, либо выплатить полную денежную компенсацию и за домовладения, и за находившееся в них, но теперь пришедшее в негодность имущество.
Жители Кульсары, устроившие протестную акцию, настаивают на третьем варианте. В то, что подрядчик, нанятый городским акиматом, построит им равнозначное и добротное жильё, они не верят. И имеют веские на то основания, поскольку наверняка наслышаны, какие суммы на этом разворовываются и в какого качества жилища в итоге приходится вселяться. Достаточно вспомнить печально известное село Кызылагаш, где в построенных после разрушительного потопа домах уже вскоре стены пошли трещинами, а крыши дали течь. Поэтому в таком требовании нет ничего зазорного. Но вот размеры выплат, на которых настаивают эти люди, выглядят, мягко говоря, не вполне адекватными.
Приехавший на встречу с ними заместитель акима Атырауской области Жасулан Бисембиев сообщил, что после изучения цен на местном рынке недвижимости было принято решение осуществить компенсации тем, кому придётся заново строить дома, из расчёта 200-240 тысяч тенге за каждый квадратный метр. Иными словами, если площадь жилья, оказавшегося под водой, составляла, допустим, 200 «квадратов», то семья получит от 40 до 48 миллионов в зависимости от того, в каком состоянии оно находилось, из чего было построено и т.д.
С этим собравшиеся категорически не согласились: они потребовали, чтобы при определении размера выплат власти исходили из почти вдвое большей стоимости единицы площади – не меньше, чем 400 тысяч тенге (то есть, как минимум, 80 миллионов за дом в 200 «квадратов»). И, мол, до тех пор, пока их ультиматум не примут, они не разойдутся. Как утверждали протестующие, именно во столько оцениваются сейчас индивидуальные домостроения в Кульсары. Заодно они обвинили заместителя акима области в том, что тот либо не знает, либо искажает реальную ситуацию с ценами.
Урвать по максимуму?
На сайте Krisha.kz по состоянию на утро 17 мая были объявления о продаже более чем двухсот домов в Кульсары. За самый дорогой из них просили 100 миллионов (а просят – это ещё не значит, что столько же дадут, тем более сейчас, когда рынок недвижимости в целом по стране находится в стагнации, и продавцы часто соглашаются на существенный дисконт). Причём это двухэтажный особняк общей площадью 350 квадратных метров (примерно 280 тысяч тенге за каждый) из красного кирпича, расположенный в самом центре города, полностью меблированный, со всеми удобствами внутри, гаражом, хозпостройками, заасфальтированным подъездом. Сегодня этого объявления на сайте уже нет – возможно, видя, какой ажиотаж начался, хозяин решил взять паузу: вдруг цены вырастут?
Дома же попроще и с локацией похуже стоят дешевле. Кстати, вряд ли пострадавшие получат участки под строительство в центре Кульсары – он, скорее всего, уже застроен.
Словом, требования жителей, пришедших «качать права», выглядят явно завышенными. Похоже, они решили, воспользовавшись ситуацией, как говорится, урвать по максимуму. В пользу этого свидетельствует и то, что при общении с заместителем акима области некоторые из них под одобрительный гул остальных выкрикивали, что в бюджете денег достаточно и что государству ничего не стоит выплатить им столько, сколько они просят.
Возможно, людей на акцию протеста «вдохновил» их земляк мажилисмен Адиль Жубанов, который ранее в своём депутатском запросе на имя премьер-министра РК заявил следующее: при определении размеров компенсаций для жителей региона нужно исходить из того, что рыночная цена нового дома в среднем по Атырауской области составляет те самые 400 тысяч тенге. Объяснил это тем, что строительные материалы там стоят намного дороже, чем в других регионах страны. Но если последнее утверждение соответствует действительности, то, может, намного дешевле будет централизованно закупить для желающих возвести новые дома стройматериалы по адекватным ценам? Почему бы не рассмотреть такой вариант?
Создаётся ощущение, что часть пострадавших решила извлечь из бедствия выгоду для себя. И с подобными проявлениями мы сталкиваемся далеко не в первый раз. Наверное, многие помнят горестное событие, случившееся несколько лет назад с семьёй Ситер: во времянке, где она жила, в отсутствие родителей произошёл пожар, унесший жизни пяти малолетних девочек. Трагедия потрясла многих в стране, а вот некоторые многодетные матери решили на этой волне предъявить ультиматум властям: в нескольких городах – Астане, Алматы, Шымкенте, Актюбинске – они вышли на акции протеста, требуя предоставить им жильё вне очереди (причём не просто предоставить, но ещё и оформить в их собственность), значительно увеличить размеры пособий на детей, снизить размеры коммунальных платежей и т.д.
И ведь многие политики, общественные деятели, называющие себя оппозиционерами, а также блогеры-популисты поддержали женщин. Эта тема активно эксплуатировалась ими и во время начавшейся вскоре электоральной кампании – тогда Касым-Жомарт Токаев впервые баллотировался на пост президента страны.
Принцип бумеранга
Вот и теперь чрезмерные требования жителей Кульсары встретили одобрение со стороны значительной части блогеров и их «паствы». Например, среди авторов более чем полутора тысяч комментариев на одном весьма популярном Youtube-канале, разместившем видеорепортаж об акции протеста, почти 99 процентов составляют сочувствующие им пользователи. Приведем лишь некоторые высказывания: «Справедливые и законные требования народа!», «Молодцы!», «Держитесь! Не уступайте власти ни копейки!», «Дайте людям что они просят», «Надо поддержать адайцев» и т.п. И лишь единичные комментаторы осудили митингующих за их непомерные аппетиты.
Давайте чисто гипотетически представим, что запросы жителей Кульсары будут удовлетворены. В таком случае может последовать цепная реакция: в других регионах страны, тоже пострадавших от наводнений, люди потребуют аналогичной компенсации: мол, чем мы хуже? Допустим даже, что правительство пойдёт навстречу и им. Но чем тогда закрыть дыры, которые наверняка появятся в бюджете? Значит, придётся сократить финансирование других программ, включая социальные. И это может бумерангом ударить в том числе по тем, кто сейчас с пеной у рта кричит о законности требований протестующих: где-то не будут построены школы, где-то отложат до лучших времён ремонт котельных, где-то не проведут газопровод и т.д. Ведь здесь всё взаимосвязано: если где-то прибыло, то где-то наверняка убудет.
Спору нет, власти и чиновники за минувшие годы натворили много такого (крайне нерациональное, часто необоснованное расходование бюджетных средств, проведение помпезных, дорогостоящих, но, по сути, ничего не давших стране мероприятий, хищения, «откаты» и прочее), что сформировало в казахстанском обществе мнение, будто денег в стране немерено и их, если не воровать, с избытком хватит на всё и на всех. Но, во-первых, государство у нас не такое уж и богатое, а, во-вторых, оно должно твёрдо придерживаться принципа социальной справедливости. В данном случае этот принцип предполагает, что следует исходить не из чьих-то «хотелок», а из реально понесённого людьми ущерба.
И вообще, раз мы вроде мы бы строим рыночную экономику и хотим ориентироваться на развитые страны, то, наверное, пора начать формирование полноценного рынка страхования жилого и иного имущества от стихийных природных бедствий – наводнений, землетрясений и т.д. – с участием и ответственностью всех сторон: государства, страховых компаний, а также самих граждан. В таком случае и нагрузка на бюджет существенно уменьшится, и риски возникновения конфликтов, подобных кульсаринскому, будут минимизированы.
Источник; СПИК-Тайм