:: О РОСПУСКЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ

Просмотров: 1,064 Рейтинг: 3.0

Общественный фонд «Международный институт социологии и политики» провел в Алматы Круглый стол, посвященный деятельности Верховного Совета Республики Казахстан, его роспуску и в целом процессу трансформации законодательной ветви власти. Это второй из серии круглых столов, посвященных поворотным точкам в истории независимого Казахстана, которые будут проводиться в течение 2024 года.

Вступительное слово с приветствием участников произнес директор фонда Андрей Хан. Модератором круглого стола был заместитель директора фонда Марат Шибутов. В работе круглого стола приняли участие политологи Андрей Чеботарев и Эдуард Полетаев, известные журналисты Джанибек Сулеев и Кенжебай Тогубаев, дипломат Рустем Курмангужин, социолог Айнур Бакытжанова, политический аналитик Алмас Аубекеров, подкастеры Артем Носко и Артем Дудник, журналист Аскар Хикметов.

Перед началом дискуссии Марат Шибутов напомнил о роли Верховного Совета в политической системе СССР, об особенностях его работы (сессии 2 раза в год), структуры (наличие постоянно действующего президиума), а также о практике совмещения должностей депутатами.

С основным докладом выступил известный политолог Андрей Чеботарев.

Его доклад делился на 2 части – соответственно первая была посвящена Верховному Совету 12-го созыва, а вторая Верховному Совету 13-го созыва. Политолог приводил не только хронологию событий, но также воспоминания участников (Нурсултан Назарбаев, Серикболысын Абдильдин, Газиз Алдамжаров, Олжас Сулейменов, Заманбек Нуркадилов, Салык Зиманов), а также собственные воспоминания, основанные на работе в ВС.

К основным причинам политического кризиса 1993 года он относит следующие причины:

  • Дисбаланс между законодательной и исполнительной ветвями власти
  • Отсутствие конституционных механизмов урегулирования споров и конфликтов между ветвями власти
  • Отсутствие среди депутатов ВС РК 12 созыва сильной пропрезидентской группы
  • Противоречия между Нурсултаном Назарбаевым и Серикболсыном Абдильдиным
  • Присутствие среди депутатов ВС РК 12 созыва большого количества должностных лиц исполнительных органов
  • Боязнь повторения политического кризиса 1992-1993 гг. в России и его апогей – расстрел Дома Советов

Далее он охарактеризовал избрание и состав Верховного Совета 13-го созыва, хронику развития второго политического кризиса, а также основные факторы, приведшие к рецидиву. К ним он отнес:

  • Отсутствие конституционных механизмов урегулирования споров и конфликтов между ветвями власти
  • Отсутствие среди депутатов ВС РК 13 созыва сильной пропрезидентской группы
  • Проведение в 1996 году очередных президентских выборов 
  • Подготовка к масштабной приватизации объектов государственной собственности
  • Наличие в ВС РК 13 созыва сильной оппозиции
  • Отсутствие координации между парламентской и внепарламентской оппозицией

В заключении Андрей Чеботарев рассказал о последствиях политического кризиса 1995 года:

  • Создание Ассамблеи народов Казахстана (Указ Президента РК от 1.03.1995 г.)
  • Продление президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2000 года (на основании итогов республиканского референдума, проведенного 29.04.1995 г.)
  • Принятие 30.08.1995 г. новой Конституции РК и закрепление президентской формы правления 
  • Принятие с 11.03.1995 по 30.01.1996 гг. более 140 указов Президента РК, имеющих силу закона («О земле», «О недрах и недропользовании», «О нефти» и т.д.)
  • Проведение выборов депутатов:
    • Сената Парламента - 5.12.1995 г.;
    • Мажилиса Парламента - 9.12.1995 г.
  • Распад Координационного совета общественных объединений «Республика»

Следующим был доклад политолога Лилия Маньшиной. Она представила подборку высказываний о работе Верховного Совета 12 и 13 созывов бывших его депутатов: Салыка Зиманова, Зинаиды Федотовой, Виталия Воронова, Оразалы Сабдена, Петра Своика. Суммируя свои впечатления от разных интервью, она пришла к следующим выводам:

  • У всех депутатов разные воспоминания о периоде работы в ВС РК связанные как с их положением профессиональными знаниями, так и с политическими взглядами
  • К примеру, Салык Зиманов как юрист в своих статьях начала 90 х гг много критикует деятельность ВС «ведомственные законы», редкие заседания количество, а не качество законопроектов
  • Зинаида Федотова больше вспоминает о том, как сложно морально и физически было работать в те непростые годы
  • Петр Своик рассуждает о ВС как экономист и человек оппозиционных взглядов
  • Взгляды депутатов меняются со временем. Так Салык Зиманов в своей книге 2011 г вспоминает работу в ВС в гораздо более оптимистичном ключе отмечая профессионализм депутатского состава
  • Главными достижениями ВС многие из депутатов в первую очередь считают Декларацию о независимости РК и работу над Конституцией РК
  • Красной нитью мемуаров всех приведенных депутатов проходит посыл о том, что Верховный Совет как институт власти существенно отстал от реалий постсоветских потребностей развития страны и стал тормозом на пути становления суверенного Казахстана будучи реликтом советской системы госуправления
  • Законодательная власть нуждалась в тотальной модернизации и приведении в соответствие с цивилизованной моделью парламентаризма в разделении властей и вместе с тем уменьшении поводов и вариантов для конфронтаций и конфликтов. Это было необходимо для системной законодательной работы в сложных условиях недавно обретенной независимости

Далее политический эксперт Ильяс Бактыгалиев рассказал, как о тех же события написал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книге «Моя жизнь. От зависимости к свободе», которая появилась на прилавках книжных магазинов в начале декабря 2023 года. Во многом его оценки совпадали с теми, что были приведены в докладах Чеботарева и Маньшиной, однако тут были даны и личные оценки. Ильяс Бактыгалиев обратил внимание, что Нурсултан Назарбаев нейтрально или даже в положительном ключе охарактеризовал Серикболсына Абдильдина и Заманбека Нуркадилова.

Политический обозреватель Мадия Торебаева привела краткий обзор того, как осуществлялся переход к парламентам в различных постсоветских странах:

  • ВС Грузии — действовал до 1992 года. Преемники — Государственный совет Грузии (1992—1995) и Парламент Грузии (с 1995 года).
  • ВС России — действовал до 4 октября 1993 года, когда был разогнан. Преемник — Федеральное собрание РФ.
  • ВС Казахстана — действовал до 1995 года. Преемник — Парламент Республики Казахстан.
  • ВС Белоруссии — действовал до ноября 1996 года. Преемник — Национальное собрание Республики Беларусь
  • ВС Литвы — в 1991 году переименован в Сейм Литвы.
  • ВС Молдовы — в 1991 году переименован в Парламент Молдавии.
  • ВС Азербайджана — в 1991 году переименован в Национальный Совет Азербайджана, с 1992 года носит название Милли Меджлис (Национальное собрание) Азербайджана.
  • ВС Туркменистана — в 1992 году переименован в Меджлис Туркменистана.
  • ВС Эстонии — действовал до 1992 года. Преемник — Рийгикогу.
  • ВС Латвии — действовал до 1993 года. Преемник — Сейм Латвии.
  • ВС Таджикистана — действовал до 1995 года. Преемник — Высшее собрание (Маджлиси Оли) Республики Таджикистан.
  • ВС Армении — в 1995 году переименован в Национальное собрание Армении.
  • ВС Узбекистана — в 1995 году переименован в Олий Мажлис («Верховное Собрание») Республики Узбекистан
  • ВС Украины — с 1996 года Верховная Рада Украины.
  • ВС Кыргызстана — в 1991 году переименован в Жогорку Кенеш.

Также она обратила внимание на то, как трансформировались Верховные Советы автономных республик:

  • ВС Башкирской АССР — действовал до 1993 года. Преемник — Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан.
  • ВС Бурятской АССР — действовал до 1994 года. Преемник — Народный хурал Республики Бурятия.
  • ВС Карельской АССР — действовал до 1994 года. Преемник — Законодательное собрание Республики Карелия.
  • ВС Тувинской АССР — действовал до 1993 года. Преемник — Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.
  • Из бывших автономных республик и областей СССР Верховными Советами до сих пор называются парламенты – Хакасии, Каракалпакстана и Автономной Республики Крым

После докладов состоялась бурная и продолжительная дискуссия, которая касалась как самих докладов, так и отдельных вопросов, таких как:

  1. Были ли лучше Верховные Советы действующего парламента?
  2. В чем основная причина конфликта исполнительной и законодательной власти?
  3. Какими были депутаты Верховного Совета и чем они отличаются от депутатов действующего парламента?

В окончании Марат Шибутов обратил внимание участников круглого стола на то, что Верховный Совет сохраняя во многом советский функционал, при этом лишился партийного контроля, присущего СССР, и поэтому неизбежно вступил в противоречие с новой президентской моделью исполнительной власти, созданной по принципам западных демократий. Кроме того, он поделился своим опытом работы в различных консультативно-совещательных органах, где участники не освобождены от основной работы и таким образом, условия похожи на те, что были для депутатов Верховного Совета.

Следующий круглый стол состоится в июне и будет посвящен подготовке Конституции 1995 года, отличиям от предыдущих основных документов и ее дальнейшей трансформации.

Средняя: 3 (3 оценок)