:: Ренат Байтов. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД КАК МЕХАНИЗМ ДАВЛЕНИЯ: ПРЕДВЗЯТЫЙ «СУДЬЯ ДРЕДД»
Для чего был создан Международный уголовный суд — таким вопросом задаются обыватели по всей планете после неудачной попытки функционеров этого учреждения привлечь к ответственности Владимира Путина и других российских чиновников, а также Беньямина Нетаньяху и военные власти Израиля. Причем с Израилем это была уже вторая попытка — первое 15-летнее (sic!) расследование преступлений в Палестине также завершилось ничем.
Что такое МУС?
Регулирует работу Международного уголовного суда так называемый Римский статут — документ (устав, договор), который был принят в столице Италии в 1998 году и вступил в силу в 2002 году. Именно тогда и начал работу МУС, дислоцирующийся в Гааге (Нидерланды). В том же городе размещен еще и Международный суд ООН, поэтому нередко происходит путаница между ними. Но МУС не входит в структуру Организации Объединенных Наций, хотя и может вести дела по обращению Совета безопасности ООН.
МУС — это первый постоянный международный судебный орган, где рассматривают дела о геноциде, преступлениях против человечности, военных преступлениях. Важное условие — МУС должен заниматься делами, совершенными или на территории государства-участника Римского статута, или гражданами такого государства. Мера наказания, избираемая судом, — заключение в тюрьме.
Статут подписали и ратифицировали 123 государства мира. В их числе все страны Евросоюза, государства Африканского союза, включая ЮАР, Египет, Венесуэла, Таиланд, Камбоджа, Монголия и так далее. Из постсоветских государств — Таджикистан, Армения. Подписали, но не ратифицировали — Узбекистан и Кыргызстан, не подписали Беларусь, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.
Кроме того, Римский статут не ратифицировали такие ключевые геополитические игроки как Соединенные Штаты Америки, Китай, Индия, из ближневосточных государств — Иран и Израиль. Причем США подписали статут, как и Россия, в 2000 году, но уже в 2002 году администрация Джорджа Буша-младшего отказалась от участия в МУС под предлогом защиты своих военнослужащих. Впоследствии выяснилось, что и Вашингтон, и Москва как в воду глядели — участие в МУС опускало Россию и США с уровня сверхдержав и ставило в один ряд с такими странами, как государства Африки. Тем более что именно с этого континента МУС и начал свою деятельность.
Первые неудачи МУС
Первый приговор МУС вынес в 2012 году — десять лет спустя после начала своей деятельности. Он признал бывшего командира конголезских повстанцев Томаса Лубангу виновным в военных преступлениях. Лубангу вменялись в вину вербовка детей в возрасте до 15 лет в подконтрольные ему военные формирования и привлечение подростков к боевым действиям во время межэтнического конфликта в Конго в период с 2002 по 2003 год. Он получил пожизненное.
Но в том же 2012 году МУС был вынужден снять обвинения с полковника конголезской национальной армии, бывшего лидера повстанцев в ДРК Матье Нгуджоло Чуи. Примечательно, что его обвиняли также в вербовке детей и привлечении их к боевым действиям, а кроме того — в убийствах гражданского населения, нападениях на деревни и других серьезных преступлениях.
Его вину прокуроры МУС так и не смогли доказать.
21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Так МУС хотел создать двойной прецедент, обвинив действующего главу государства, которое при этом не ратифицировало Римский статут.
Но это в конце концов чуть не привело к выходу стран Африканского союза во главе с ЮАР из Римского статута. ЮАР, как ратифицировавшая статут страна, должна была способствовать аресту аль-Башира, однако власти проигнорировали эту обязанность, когда аль-Башир посещал страну в 2015 году для участия в саммите Африканского союза. Разгорелся большой скандал, приведший к тому, что ЮАР в 2016 году отправила в ООН уведомление о намерении выйти из Римского статута.
В промежутке между этими событиями МУС успел выдать ордер на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи после обращения Совбеза ООН — это случилось в июне 2011 года, в ноябре того же года ордер был отозван в связи со смертью Каддафи. И если вспоминать события того периода, то зачинщиком вторжения коалиции натовских стран в Ливию были далеко не Соединенные Штаты, хотя заинтересованность в происходящем тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон и не скрывала. Но первую скрипку в ливийской трагедии играли французские власти во главе с Николя Саркози.
На кого работает МУС?
В марте 2020 года судьи МУС санкционировали масштабное расследование военных преступлений и преступлений против человечности, предположительно совершенных афганскими правительственными войсками, Талибаном, американскими войсками и сотрудниками внешней разведки США.
Решение апелляционной инстанции стало первым случаем, когда прокурору суда было разрешено расследовать деятельность вооруженных сил США, и поставило международный трибунал на путь столкновения с администрацией Трампа.
Уже в июне того же года Дональд Трамп разрешил вводить санкции против сотрудников Международного уголовного суда, причастных к проведению расследований, которые Вашингтон считает незаконными. Трамп отметил, что действия МУС угрожают суверенитету США, а также их союзников, которые не поддерживают Римский статут и не признают юрисдикции Международного уголовного суда.
В связи с этим Трамп предписал главе Минфина США Стивену Мнучину и государственному секретарю Майку Помпео использовать положения нового указа для защиты интересов страны. В частности, речь шла в том числе и о заморозке активов сотрудников МУС в юрисдикции США, и запрете для них въезда на территорию страны.
Майк Помпео, комментируя указ Трампа, назвал МУС «пародией на правосудие». При этом госсекретарь использовал идиому kangaroo court.
В России после вынесения судом ордера на арест Владимира Путина отреагировали схожим образом, возбудив уголовное дело против судей и прокуроров МУС и объявив их в федеральный розыск.
Откровение случилось в этом году, когда МУС попытался было выписать ордера на арест Нетаньяху и его министру обороны Галану. О скрытом давлении заявил прокурор МУС Карим Хан: он якобы получал угрозы во время проведения расследований против высокопоставленных израильских чиновников. А вместе с угрозами прозвучало и пренебрежение в отношении МУС — один из западных «избранных лидеров» заявил прокурору, что суд создан не для Запада и его союзников.
Вероятно, речь идет о представителе Великобритании, которая в итоге заблокировала вынесение ордеров в адрес израильтян.
Таким образом, очевидно, что Международный уголовный суд — это инструмент в руках Европы, который она использует в том числе и против своих союзников. Но главным образом это — механизм давления на страны третьего мира. И как только этот механизм пытаются использовать против кого-то, кто рангом выше — он немедленно выходит из строя.
Все-таки планете нужен более справедливый орган правосудия, чем МУС, чья ангажированность с каждым провальным кейсом становится все более очевидной.