:: Виктор Долгов. РОССИЯ И КАЗАХСТАН: КТО ХОЧЕТ ИЗМЕНИТЬ СТАТУС-КВО?
В экономических отношениях двух стран реализуется инерционный сценарий, не предполагающий резких изменений.
«Три кита» приграничного сотрудничества
Рост товарооборота в рамках ЕАЭС. По итогам 2024 года Россия смогла сохранить второе место в списке внешнеторговых партнеров Казахстана, незначительно уступив Китаю. Важно подчеркнуть, что казахстанское направление – это в первую очередь экспорт конечной российской продукции, а не сырья и полуфабрикатов. Cоответственно оно дает и наибольший эффект с точки зрения добавленной стоимости для российских производителей. Экспорт из Казахстана тоже стал важен в свете поставок подсанкционных товаров и компонентов в рамках «серого импорта».
Развитие транспортно-логистических проектов. Россия обеспечивает доступ для казахстанского сырья на рынки западных стран, а Казахстан, в свою очередь, – доступ России на рынки стран Центральной Азии и Китая. Из широко разрекламированного проекта транспортного коридора «Север-Юг» уже работает как раз таки восточная сухопутная ветка через Казахстан и Туркменистан в Иран. Контейнерные перевозки по маршруту Казахстан-Китай также важны для российских импортеров в силу перегруженности Транссибирской магистрали и БАМа.
Перспективы сотрудничества в энергетической сфере. Россия вовлечена в процессы реконструкции трех ТЭЦ в нашей стране. В перспективе – подключение к работе в формате международного консорциума по строительству АЭС и не менее масштабный проект газификации регионов Северного и Восточного Казахстана. Уже сейчас Россия является основным поставщиком электроэнергии в энергодефицитные области РК. Успешно реализуется целый ряд совместных проектов в добыче урана, нефтегазовом секторе, логистике нефти и газа через территорию Казахстана в Китай и страны Центральной Азии.
В совокупности эти направления сотрудничества генерируют около 20 процентов внешнеторгового оборота Казахстана, гипотетическая потеря которых будет болезненна для экономик двух стран.
Несколько перспективных тем двустороннего взаимодействия нашли свое решение на более высоком стратегическом уровне:
• Создание независимой от Запада платежной системы перешло с уровня ЕАЭС на уровень принятия решений странами БРИКС+.
• Создание контура региональной военной безопасности: кроме участия в системе ОДКБ, Казахстан получил гарантии военной безопасности от Китая.
Сейчас проблемным остается фактически только «южное», афганское, направление поддержания региональной безопасности, где Астана уже активно координирует свои шаги с Узбекистаном. Но по мере стабилизации обстановки в Афганистане градус напряжения и здесь будет снижаться.
Вот только нужно ли это политической элите Казахстана? В конечном счете, провоцирование конфликта способно превратить нашу страну в «осажденную крепость», только, в отличие от Грузии и Украины, не имеющую устойчивой транспортной связи с Западом. Даже прозападным «либералам» несложно уяснить простую вещь – внешнеполитические пикировки одновременно со всеми соседями гарантированно «убивают» отечественную экономику, а следовательно, и без того невысокий уровень жизни простых граждан.