:: Чело Века (обмен мнениями из 2009 г.)

Просмотров: 12,321 Рейтинг: 4.4

Данный материал вышел 14 лет тому назад на страницах газеты «Известия=КАЗАХСТАН» (она закрылась примерно в 2011 году).  

***

Известия-Казахстан от 29.05.2009

Сегодня мы продолжаем разговор в рубрике «Диалоги об идеологии». О том, что ныне представляет собой ментальность вчерашних номадов, размышляют обозреватели Ельдес Сейткемел и Джанибек Сулеев.

 

Е. С. Мощность двигателя внутреннего сгорания определяется в лошадиных силах... при полном отсутствии этих самых лошадей. Капля жалости к коню не стоит и капли бензина.

Но жалость к самим себе... это, наверное, определяет сегодня духовное своеобразие нации, которое теперь ведет счет не поголовью, а количеству добытых баррелей. И это не просто жалость к чему-то упущенному, а со-жаление (именно так, как и со-причастность) за то, что философ Мераб Мамардашвили в прошлом веке блестяще диагностировал: 'Мы готовы вечно страдать, лишь бы не страдать'. Не додумывая ничего до конца - вдруг результат размышлений будет еще тяжелее, чем хоть и неизбывное, но уже такое привычное страдание. И вечное растрачивание лучших душевных сил с одной-единственной целью - избежать самой возможности оказаться перед выбором. В этом и есть взгляд, грозное чело века - выбирай!..

 

Исчерпанная возможность
…А ведь придется. Выбирать. Это и не хорошо, и не плохо, это - так. Так и не иначе, но его придется сделать, этот выбор.

Вспомнилось, что выбирать - необходимо. Порой. Той страшной порой выбирать... пришлось!

В Украине - Голодомор, в Казахстане - Аштык. И в телевизоре «ломали копья» о том, кто больше пострадал.
Но сами «дуэлянты» понимали, что пострадали все. И тем не менее воздвигли "пьедестал" ужасающей статистики: Казахстан - 1-е место (31% сельского населения!..). Да...- трупы на обочинах дорог...каннибализм...и ужас, ужас, ужас...

И вот что вспомнилось во время телепередачи. В начале 90-х в казахстанской прессе промелькнул и взорвался саднящей болью памяти сердца пример страшного выбора, который пришлось сделать...пришлось.

...Казах, родившийся во время Голода, бывало слышал от матери страшную фразу, которую она роняла в сердцах, когда была очень недовольна сыном: "Лучше бы я тогда тебя оставила!". И только незадолго до своей кончины женщина раскрыла страшную суть своих слов... Ее аул вымер от голода...весь. Она осталась с новорожденными сыновьями-близнецами на руках. Шатаясь от слабости, женщина пыталась найти в обезлюдевшей степи хоть кого-нибудь. Волки нашли ее первыми и пошли за ней следом, выжидая, когда она упадет без сил. Мужественная казашка поняла, что настал момент того самого выбора, который придется сделать. Она взглянула на сыновей... выбрала того, то выглядит покрепче...положила второго на землю...и пошла дальше. Волки получили свое и отстали. А она повстречала людей и спаслась. И вырастила сына. Но…

Господи! Пронеси мимо чашу сию...Она прожила целую жизнь, и выбора больше не было, а была исчерпанная возможность того...выбора.

А был ли по большому счету, выбор у советских людей? Был ли выбор у советского Казахстана, на территории которого военные полигоны занимали площадь в 20 млн. га(для сравнения: площадь целины - около 18 млн. га)? О Семипалатинском ядерном полигоне- отдельная "песня"...то ли грустная, то ли грозная...

Понимаем, сейчас не тот случай, когда приходится делить на всех "тяжкое наследие застойных лет". Но и не время исторического беспамятства. Как там у Экклезиаста: "Есть время обнимать и есть время уклоняться от объятий"...Вопросительный знак.

Д.С. Сегодня много разговоров ходит про идентификацию. Ее многие постсоветские государства ищут. Но мы - особенно, потому что у нас с этим делом... как бы помягче сказать, видимо, сложнее всего...

По одной простой причине: мы - бывшие кочевники. Заметь, я не говорю, что мы наследники чего-то там... Как начинают убеждать в каком-то самовлюбленном угаре наши этнокультурные элитарии... Потому что в принципе ЧЕГО мы можем быть наследниками? Понимаешь, когда Жасарал Куанышали подает в суд на главу государства — это не только признак зачатков демократии. Это говорит о каше в наших головах и в отдельно взятой голове уважаемого Жасарал-ага... Напомню. Там соль в том: так было у нас в нынешних пределах госграниц государство или не было?
И, между прочим, никто подателя иска и не поддержал даже в среде национал-патриотов. Ведь если даже строго исходить только из той логической посылки, какую заложил в своем иске Куанышалин, я так понимаю - не было у нас государства. И кочевники входили в состав многих государственных образований - от эпохи расцвета империи Чингизхана до упразднения институтов ханской власти уже колониальной администрацией. А нынешний Казахстан, прежде всего с учетом советской истории, это поистине ННГ - новое независимое государство. И "наше все" идет не только из седой истории, а куда больше из краткой с точки временного отрезка: 70 лет советской цивилизации. Это константа, а теперь изощряйся: называй ее русской, постимперской, тоталитарной - но казахи к порогу новой "самости" пришли таковыми. Другой разговор, что, будучи не оседлой нацией, казахи быстро впитывают все, что дает современная цивилизация. Потеряв советский дискурс, Казахстан распахнулся перед всем миром, и теперь впитывают все как губка. Но кто сказал, что у каждого человека стоит некий фильтр задержания негативного и селекция только позитивного опыта? И дикая фаза эпохи накопления капитала, и ностальгия по утрате условий "советского инкубатора", и принятие либеральных ценностей в упаковке вестернизации общественного сознания, где существуют только "крутые" и "лузеры" (бишара)...Все это происходит на фоне маргинализации именно казахского населения, прежде всего сельского, и просто в геометрической прогрессии. Я не футуролог, но думаю наши ученые не в состоянии вообще нарисовать портрет среднестатистического казаха, который будет лет эдак через десять. У казахов есть пословица: "Облик и сознание народа меняется каждые 50 лет". Сейчас время настолько спрессовано, что можно смело говорить о более меньших сроках...

Вообще если отмести всю официальщину...В общественном мнении, именно казахском, условно говоря национал-патриотическом, обозначены 2 вектора: первый - одна, ничем не подкрепленная убежденность, что мы - самые лучшие (читай- конкурентноспособные?), и надо только добиться, чтобы на языке номадов заговорили все, и тогда вообще все будет спокойной в душе казаха. А другой вектор - паникерский, типа все пропало, причём окончательно и бесповоротно, потому как все равно "людьми не станем" (адам болмаймыз) ...

Такой старик был (светлая ему память и вечный покой!) - достаточно известный в казахскоязычных изданиях Сеилбек Кышкашулы. Чудаковатый старикан был, но забавный и не без царя в голове. Вот он писал очень жесткие тексты насчет того, что казахи не состоялись,как нация и их обрусение и есть признак такой несостоятельности...Тут важно не то, что он против этого восставал и хотел бы видеть в идеале совсем другое...
Самое печальное - в самом диагнозе, наверное, есть грамм истины. В каждом отдельном случае. Но Сеилбек-ага не воспринимал, поскольку не принимал такую поведенческую парадигму, отмеченную печатью доминанты ушедшего века - позиционирование. Т.е. городскому казаху, имеющему реальный бизнес, а не палатку на барахолке, не требуются с натугой переведенные на казахский экономические термины, он общается, как европеец, на русском и английском. И кто ему запретит обучать детей в России или Англии? И в век высоких технологий, в глобализирующемся мире, так ли необходимо ему углубленное знание казахского, чтобы говорить на нем в терминах IT...

Именно позиционирование, в нашем конкретном случае национальной самоидентификации, и может служить отправной точкой при отправлении в путь будущего развития нации. Силой развития цивилизации, лишенные своего главного бытийного маркера- номадизма. Нет коня – нет кочевника, а с ним и нет и языка, на котором он изъяснился, нет и следа от него – одни автодороги, да и те в степи довольно условный…

 

Подкова в дорожной пыли...
Е.С. Согласен. Но именно там, на дороге, где-то между двумя колеями от колёс машин и гусениц тракторов, можно было найти этот брошенный под ноги символ будущих удач. Подкова Степнова счастья – не наша примета, ну как иногда хочется найти её. Да вот только степени совсем иная…
… Это когда простор, пропитанный запахом многокилометровых ковров из трав, можно наматывать на траке и оси, мало беспокоясь о правильно выбранном направлении: всё равно куда-нибудь доедем – Земля-то круглая! И все это время рвался в клочья тоненький гумусный слой, дававший прежде жизнь насекомым и животным, всему, что веками ходило поэтому разнотравью, не нарушая природного баланса почвы, воды и солнца. Степные ветры довершали дело, свершая приговор эрозивным бичеванием, и шрамы от этого беспощадного бича – абсолютно хаотичное сплетение следов транспортной колеи – эти шрамы на теле степи не зарастают…

Но самое печальное состоит в том, что эти рубцы автодорог при ближайшем рассмотрении складываются в сакральный знак беды: витиеватую и размашистую подпись под приговором...коню
И не будет мрачным преувеличением сказать, что вместе с конем приговорён и целый этнос, который сформировался только благодаря постоянному бегу коней по ковылям. По безбрежному морю ковыля, который стлался по ветру серебрясь и тем самым отражая жгучие солнечные лучи, не позволяя сушить почву у своих корней…

А степь… Родная степь…
 …Бестолково распаханная, торопливо загаженная, брошенное в бестравье, словно с содранной кожей обжигаемая палящим солнцем и горячими ветрами… с подковами в дорожной пыли – так и не найденными приметами былого степного счастья…Нам жаль степь, жаль себя, жаль пропущенной подковы.

 И выхода нет. Пока нет… исхода. Именно так. И никак иначе. А для этого надо принять и понять, что нет иного выбора, как…"Города – в аренду. В степь – навечно". А для этого следует понять, что в противном случае мы будем вечно страдать, лишь бы…Или мы обречены вечно испытывать то чувство, которое психологом Блэйером было определено как "амбивалентность "– "двойственность", любовь и ненависть к одному и тому же одновременно. Самым ярким примером "амбивалентности национального чувства" может служить великий Абай – любил свой народ с такой же силой, с какой и ненавидел…

Д.С. У меня много знакомых казахов. Не мне чета… То есть они вполне и действительно казахскоязычны. Люди известные, в массе своей гуманитарии, члены Союза писателей… В неформальной обстановке нет жёстче критиков всего казахского… Чаадаев, что называется, отдыхает. И вот они не раз и не два сетовали, что казахи в советское время, просто говоря, проспали много (из цензурных соображений заменю одну букву в глаголе на другую). В чисто профессиональном плане казах, как представитель аграрного страта, в советские годы о пропитании не думавший, рвался в город за регалиями. Устроить свою жизнь на манер городской, пафосно-показушной. Старая как мир ситуации. Но кем он хотел быть в городе? Разумеется, уважаемым человеком и начальником. Вполне по-восточному, хотя кочевников не заподозришь в преувеличенным внимании к комильфо или дресс-коду. Это особая статья в истории человечества и т. д. Так вот почему-то в основном аульные ребята и девчата шли на факультеты казахской же филологии, мечтали стать писателями и поэтами, а в результате – получать от советской власти за эти труды какие-то дивиденды. В то время, когда, скажем, азербайджанцы открывали скважины в Тюмени, армяне осваивали научную Москву, чеченцы шабашничали по всему союзу, казахи же совершали закольцованные «набеги» … на просторы своего великого языка номадов… А мир тем временем менялся, даже в Союзе можно было различить проявление постиндустриального общества. А у нас все ещё ценили Слово Акына… При этом школа казахская к 1986 году в Алма-Ате осталось всего одна. Я считаю, это была трагедия. Казах был относительно сыт, но академиков типа Айтхожина, то есть профессионалов высочайшего класса, инженеров мирового класса, техников мирового класса, казахи в том количестве которые изменило бы, точнее, модернизировало бы нацию не выдали на-гора. По крайней мере есть, точнее, были отдельные титаны, а школ, массовости – нет. Остались одни понты. Как тут не вспомнить выход в свет легендарной и культовой книги «Аз и Я» Олжаса Сулейменова. Кстати, я не против казахских понтов. Если "колотить” их достаточно и постоянно присутствующей долей юмора. Как это делает Михаил Задорнов, отыскивая все новые РА-дости в РА-зуме про-РАБов. В эти же игры мы наигрались лет 20 назад, когда отыскивали тюркизмы по всей карте мира – и здесь казахи побывали, Окинава!..
А где мы теперь?

АЗ и Я.…в центре
Е.С. Наши предки обозревали окружающие их просторы только из своего собственного седла. Только из своего. Это было знаком самодостаточности и проявлением самоидентификации одновременно.

Я - есть. А значит, есть и будет всегда пространство родной степи, в которой я… И только я… Являюсь хозяином. Да и гостем. Ведь все проходит, и все проходят майданом прожитых лет. Но, чтобы увидеть открытое пространство жизни и читать его как открытую книгу, нужно обладать особенным зрением. И степняки отличались им от тех, чья среда начиналась и заканчивалась угловым домом их городского квартала. Кочевник не знал углов – его геометрия сознания была основана на круге. Панорамный обзор, присутствие постоянных 360° сообщал мировоззрению (да и миросозерцанию) казаха ту смысловую законченность мироустройства, центром которой и был только он. Как центр круга… как точка начала панорамирования… как взгляд окрест и взгляд…в себя. Да, как ни странно, но прежде всего – именно в себя. Особое панорамное зрение, когда видишь каждую травинку вокруг и видишь себя в каждом стебле. Ты в центре своей Вселенной, ты часть её… И её целое. А поэтому не задавайся вопросом: почему дорога сужается в точку – ты не живописец, чтобы следовать закону перспективы. Воспринимай мир таким каков он есть, когда ты – в центре!

Но кто мы в этом быстро меняющемся мире, как не часть «планеты людей»? И прошлое столетие мы проводили рядом открытий, которые непосредственно связаны с нашей темой.

Прежде всего это – принцип дополнительности. Это методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, описывающий объект во взаимоисключающих понятиях, например, одновременно и как волну, и как частицу. Двойственная дополнительность. Объяснение через отрицание.

Принцип дополнительности обусловлен и чисто физиологически – функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это своего рода естественный механизм для осуществления этого принципа. И в чем же его функции? Функциональная асимметрия полушарий головного мозга была открыта в 19-м веке, но лишь в середине прошлого века Нейрофизиология обосновала в человеческой деятельности принцип дополнительности. Их функция в том и заключена, чтобы постоянно дополнять друг друга: правое полушарие дает образы для мышления, левое мыслит.
… Можно глядеть окрест на линию горизонта, оставляя весь остальной мир под крупом своего коня, ощущая себя при этом сгустком энергии движения всего сущего по кругу, к последней откочёвке к звёздам… И это – правое полушарие, его работа.
… Можно оглядывать степь, как собственное подворье, видеть состояние трав, оценивать влажность почвы, характер степных ветров даст информацию о возможности тебеневки в данной местности этой зимой, при известном количестве поголовья… И это работа левого полушария, конкретика и прогноз, основанные на данности.

Все чаще можно слышать мнение о том, что человечество развивается и эволюционирует в сторону левого полушария – в наш информационный век цифровых технологий как-то негоже полагаться на образ, легенду, наказ, традицию. Такое мнение имеет место быть, поскольку неразвитость левого и развитость правого полушария характерно для детей и традиционалистских племён. Образно говоря, человечество движется от мифа к Логосу

 

…Да от нашего мифа к их Логосу…

Неполнота картины мира легко заменяется «стереоскопичностью» взглядов на вещи (по Лотману), а также созданием т. н. бинарных оппозиции – день – ночь, добро – зло, тепло – холод… Стоит отметить, что позитивно воспринимаемые понятия начинают пару свет – тьма. Восток – Запад… В геополитическом понимании, в наших степных палестинах. Именно в наших… так прочитывается эти бинарные оппозиции «столкновения цивилизаций». А как ещё может прочитывать это… "тьма, пришедшая с Востока" (см. "Властелин колец"). И как ещё может быть воспринято…
 

Д. С. Про Язык опять… А может, прото-язык, лучше о нём. И каким он может быть сейчас? Язык и в советское время, пусть и в достаточно узком оранжерейном кругу, был своего рода пропуском в высшее общество. На языке делался тогдашний бизнес, такой незамысловатый бизнес типа "фарцовки". Сегодня примерно хотят тоже самого, но, извините, рынок и расставит все по местам.

 Т. е. если будет востребован ЛОГОС с потребностью мыслить и действовать по логике рынка, то МИФ с его формальной логикой отойдёт на второй план. Проще говоря, логика мифического батыра, съедавшего перед походом целого коня, неадекватно логике батыра, завалившего такой же объем мяса и торговавшего им для пополнения фуража. Не батырское это дело? Тогда миф лжет, а логика подсказывает, что… А что именно может подсказать нам наша логика, основанная на нашем уже мифологизированном сознании и выраженная языком скотоводов 19-го века (по Масанову)?

Между тем язык как таковой, как живая материя, а заключённая в зарытое пространство лишь одной среды, мутирует, во что-то там превращается… Но выскажу крамольную мысль: если все мы за говорим на казахском языке и будем оперировать только им – мы точно попадём в 50 лучших конкурентноспособных стран?!
А такое впечатление, что мы туда уже попали – нынешние казахи и прежде всего казахи, говорящие на казахском языке (обычно это диалект той местности, где они выросли), говорят на каком-то чужом языке. ОН явно не язык номадов, ибо номадов уже нет, но и городским языком его что-то трудно назвать… Так была и существует до сих пор классическая латынь, а была и вульгарная, народная латынь италийских диалектов. И не стоит обольщаться тем, что язык казахский все вроде заполоняет. По крайней мере на улицах, в учреждениях… Да, для души казаха это отрадно. Но хочется спросить – надолго ли? Идёт наплыв поколений, которые слабо говорят на русском языке, но они и на языке Абая между тем не умеют и не знают, как говорить! Поэтому нет-нет цепляются и за русский: а как им SMS-ить прикажете? Иногда слежу, как они «чатяцца» такими сообщениями, всплывающими строками по телеэкрану. Ну это уже за гранью! Это уже не по-русски, но ещё и не по-казахски, да ни по-каковски вообще! (их выражение). Но коммуникация-то при этом происходит! Следовательно, мы присутствуем при рождении какого-то нового...не хотелось бы писать – языка… но нового инструмента общения. А для него, если английский знаешь, тогда точно не пропадёшь. Но вот что удручает.
Во многих средних школах особенно в русскоязычных школах Алматы, дети носят огромные портфели с двумя комплектами учебников. Один местный. Это для комиссии РОНО и т. п. А другой российский– учатся по российским. А что говорить тогда о казахскоязычных школах? Так вот, господа генералы от лингвистики, валяйте дальше ваши победные реляции о языке!
И ещё раз о выборе. Ушедший век был отмечен тем, что выработал систему компромиссов, почти узаконя её. На самом же деле компромисс по своей сути никогда и никого не устраивал. И тем не менее… если хочешь быть казахом – будь им. В этом есть твой выбор. И глядящее на мир с надеждой – ЧЕЛО ВЕКА.

Средняя: 4.4 (13 оценок)