:: ЕВРОПА СТАЛА БЛИЖЕ

Просмотров: 17,066 Рейтинг: 3.4

В Берлине (30 июня) прошла презентация новой стратегии Европейского союза для Центральной Азии. Этот документ был разработан по инициативе Германии, которая последние полгода председательствовала в ЕС и предприняла существенные усилия не только для преодоления кризисных явлений внутри Евросоюза, но и постаралась расширить границы внешних интересов Европы в регионе, где уже давно присутствуют Россия, Китай и США. Речь идёт как раз о Центральной Азии.
Уместно напомнить, что канцлер Германии Ангела Меркель во время февральского визита в Берлин Нурсултана Назарбаева, назвала курс на всестороннее сотрудничество Евросоюза со странами Центральной Азии «запоздалой попыткой обрести инициативу в регионе, который становится важнейшим энергетическим и транспортным узлом на стыке Европы и Азии».
Проводником интересов Европы в Центральной Азии Германия видит именно Казахстан. Экономические амбиции и международные инициативы Астаны, по мнению немецкой дипломатии, совпадают с желанием ведущих европейских стран обрести в Центральной Азии надежного партнёра в таких вопросах, как экспорт энергоресурсов, грузовой транзит и безопасность.
Несмотря на «запоздалое» (по выражению Ангелы Меркель) внимание, которое Евросоюз обратил на Центральную Азию, новая доктрина – благодаря усилиям германии – может кардинально изменить содержательную часть делового и политического сотрудничества между странами старого света и государствами нашего региона. Во всяком случае, в этом убеждены дипломаты, участвовавшие в презентации стратегии Евросоюза.
О новом взгляде Европы на Центральную Азию - Канат Омаров.

Новую Стратегию Европейского Союза в отношении Центральной Азии на 2007-2013 годы представили министрам иностранных дел вчера в Берлине. По мнению всех сторон, она является весьма своевременным инструментом налаживания практического взаимодействия и сотрудничества Евросоюза и стран центрально-азиатского региона. Документ был официально утвержден на встрече глав государств ЕС в рамках работы Европейского совета 21 июня. Стратегия ставит следующие цели: обеспечение стабильности и безопасности в регионе, оказание поддержки в устойчивом экономическом развитии и установление более тесных связей в регионе и по отношению к ЕС.
Глава казахстанского внешнеполитического ведомства Казахстана Марат Тажин отметил, что вопросы, которые обсуждались министрами иностранных дел центрально-азиатских стран в марте в Астане получили практическую реализацию в этом документе. Стратегия предусматривает новые направления деятельности, призванные укрепить партнерские отношения между ЕС и Центральной Азией. Это поддержка правовых реформ в регионе, образовательная инициатива, нацеленная на совершенствование системы образования, программы, направленные на диверсификацию экономик региона, повышение квалификации местных специалистов и внедрение передовых технологий, укрепление отношений в сфере энергетики и транспорта, а также программы, направленные на рациональное использование водных ресурсов, борьбу с наркотрафиком, регулирование миграции и развитие культурного диалога.

МАРАТ ТАЖИН, министр иностранных дел Республики Казахстан:
- Во-первых, речь идет о взаимодействии в сфере образовательной. Очень интересные подходы излагаются нашими европейскими партнерами по развитию и оказанию услуг в сфере образования для нашего региона, в целом - для Центральной Азии. Речь идет также об очень большом количестве предложений в сфере экологической проблематики, в том числе в вопросах сохранения окружающей среды в нашем регионе. Безусловно, речь идет и о развитии нашего сотрудничества в сфере энергетики, энергетический диалог. Причем он не односторонний. Речь не идет о том, что наши энергоресурсы должны каким-то образом поступать в Европу, речь идет о более широком формате энергетического диалога, в т. ч. и о доступе наших государств, наших частных компаний к энергетическим системам снабжения в области переработки, доступ к распределительным сетям в этом пространстве большом. Довольно большой блок вопросов связан с оценкой угроз и вызовов Центральной Азии, и будет осуществлена большая консалтинговая, методическая помощь со стороны ЕС в отношении центрально-азиатских государств. Это очень важный диалог, и ЕС, который сегодня состоит из 27 стран, выработал консолидированную точку зрения на взаимодействие с центрально-азиатскими странами.

Ключевыми партнерами формирования Стратегии выступили Германия и Казахстан как самые мощные в экономическом плане страны в своих регионах. И разработкой новой политики Евросоюза в Центральной Азии занималось именно германское правительство. Федеральный канцлер Ангела Меркель подчеркивала, что немецкие инвестиции могли бы стимулировать технологическое развитие в Казахстане, а стратегический интерес Германии и в целом Евросоюза в сотрудничестве с Казахстаном, центрально-азиатским регионом лежит в трёх плоскостях. По оценкам Европейской комиссии, через 25 лет источники нефти и газа в ЕС и Норвегии будут полностью истощены, поэтому вопрос стоит о расширении энергопоставок. В том числе из центрально-азиатского региона - через Каспий и Чёрное море на европейский рынок. Другая плоскость – это транспортный коридор, который соединит «Большой Восток» и Европейский Запад. И третья – укрепление безопасности и борьба с терроризмом, это касается, в первую очередь, границы Таджикистана и Афганистана, а также Ферганской долины.

ФРАНК-ВАЛЬТЕР ШТАЙНМАЙЕР, министр иностранных дел ФРГ:
- Мы рады, что наш новый взгляд на регион Центральной Азии нашел понимание. Со встречи 28 марта в Астане мы вместе разрабатываем конкретные проекты и программы, которые станут основой для укрепления сотрудничества между ЕС и Центральной Азией. В первую очередь - это сфера образования. Помимо этого мы хотим помочь в модернизации государственных и общественных структур, а также значительно усилить экономический обмен. В области экономики один из основных моментов - сотрудничество в энергетической сфере. Мы договорились, что будем проводить регулярный диалог на эту тему, чтобы создать улучшенную схему энергопоставок из Центральной Азии через Каспийское и Черное моря в Европу.

Глава казахстанского МИДа отметил, что важно обеспечить выполнение принципа равноправного партнерства, который означает равный доступ как для европейских инвесторов в Центральную Азию, так и для центрально-азиатских инвесторов к европейской энергетической системе.

МАРАТ ТАЖИН, министр иностранных дел Республики Казахстан:
- Для нас формулируют Стратегию. Теперь вопрос – как она будет реализовываться? Мы говорим, что это улица с двусторонним движением, и мы готовы на более постоянной системной основе работать в этом направлении. В целом я должен сказать, что появление такого системного документа очень важно. Мы работаем не с нуля. Многие, вы знаете, программы реализуются ЕС-ЦА, но вот, условно говоря, начиная с этих дней, мы имеем более прочный фундамент, более систематизированное видение на то, как этот диалог будет развиваться. Если мы говорим об энергетическом диалоге, это означает и создание достаточно либерального режима для наших инвестиций, в т. ч. в углеводородной сфере для наших компаний в германскую экономику и экономику ЕС.

За годы независимости Казахстан привлек порядка 60 млрд долларов иностранных инвестиций, а казахстанские инвестиционные возможности, по экспертным оценкам, достигают 18 млрд долларов. Авторы Стратегии, считает Марат Тажин, учли интересы стран региона в процессе выработки проектов и программ.

ЛУИС АМАДО, министр иностранных дел Португалии:
- Мы продолжим политику Германии на посту председателя ОБСЕ. Теперь у нас есть новая стратегия, и мы будем ее реализовывать вместе с 26 нашими партнерами по Евросоюзу. В ближайшее время мы посетим регион, а в сентябре пройдет встреча в Нью-Йорке в формате «Тройка ЕС – Центральная Азия». Стратегия учитывает интересы как Евросоюза, так и стран центрально-азиатского региона. Мы хотим поделиться европейским интеграционным опытом, особенно, в вопросах достижения мира, стабильности, экономического процветания.

Марат Тажин в своем выступлении в Берлине заметил, что приоритеты Казахстана в стремлении председательствовать в ОБСЕ созвучны ключевым положениям Стратегии, а последняя конституционная реформа полностью отвечает обязательствам по итогам министерской встрече в Брюсселе.

МАРАТ ТАЖИН, министр иностранных дел Республики Казахстан:
- Безусловно, при оценке нашей заявки учитывается весь спектр мнений, в т. ч. нам предстоит крупная политическая кампания – выборы в парламент в соответствии с новым законодательством. И отсылка на то, что это тоже будет учитываться при принятии решения по председательствованию – абсолютно логична. Мы как понимаем, что это абсолютно корректная постановка, но в целом, я еще раз повторяю, отношение Германии как крупного европейского государства к нашей заявке на официальном уровне прозвучало – оно позитивно. В целом позитивное отношение к нашей заявке, но сказать: да, де-факто вопрос решен, что совокупная позиция вот такая-то, мы пока не можем, потому что это диалог, это процесс согласования позиций, это постоянный процесс оценки происходящих явлений, событий, решений.

ФРАНК-ВАЛЬТЕР ШТАЙНМАЙЕР, министр иностранных дел ФРГ:
- Я всегда позитивно относился к предложению Казахстана стать председателем ОБСЕ в 2009 году. Мы знаем, что в этом году в Казахстане пройдут выборы, важно, чтобы они отвечали международным требованиям. Тем более - мы постоянно слышим, что Казахстан находится на пути демократических реформ.

Новая Стратегия Евросоюза в отношении Центральной Азии принята, и, конечно, она подразумевает сотрудничество европейских стран со всеми странами региона, но, как и в случае с Европой – Германия, являясь экономически мощнейшей страной, является ключевым партнером со стороны ЕС, так и в случае с Центрально-азиатским регионом – ключевые позиции занимает Казахстан.

Источник: телепрограмма агентства «Хабар»

По теме:

ЕСли ЦАрит взаимопонимание ("Экспресс-К")

Масс-медиа Центральной Азии на берлинской презентации Стратегии Евросоюза по этому региону представляли исключительно казахстанские журналисты.


Это заметил и глава внешнеполитического ведомства ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер на пленарном заседании министров иностранных дел в Берлине, проходившем в здании МИДа ФРГ. Именно к группе казахстанских журналистов он подошел первым делом, чтобы рассказать о презентации им Стратегии Евросоюза (ЕС) в Центральной Азии (ЦА). Съемочная группа германского телеканала ARD ждала своей очереди чуть в сторонке.
На вопрос "ЭК", как глава МИДа ФРГ оценивает активность дипкорпусов стран ЦА в совместной подготовке с европейцами Стратегии ЕС в нашем регионе, доктор Штайнмайер ответил, что европейским дипломатам удалось взглянуть по-новому на Центральную Азию. В самом регионе это тоже заметили, этому он очень рад.
- Мы вместе разрабатываем конкретные проекты, которые станут основой для укрепления и усиления сотрудничества между нами и Центральной Азией. В первую очередь - образование. В этой области государства ЦА желают усилить нашу координацию. Мы хотим помочь государствам этого региона в модернизации государственных и общественных структур и усилить экономический обмен. Мы сегодня договорились о том, что будем проводить регулярный энергетический диалог. Мы будем говорить о том, как нам улучшить
инфраструктуру энергопоставок, которые идут из этого региона через Каспийское и Черное моря в Европу. Помимо этого, мы также хотим интенсифицировать наши политические отношения. Встреча, прошедшая 28 марта в Астане, была таким успешным началом, что мы уже договорились встречаться в рамках такого политического форума раз в год, - подчеркнул г-н Штайнмайер.
Оценивая шансы Казахстана возглавить в 2009 году ОБСЕ, германский дипломат г-н Штайнмайер напомнил, что сам он к этой инициативе относился позитивно и постоянно выступал в поддержку своих казахстанских коллег. Однако международное глобальное сообщество государств этот вопрос на данный момент несколько отодвинуло.
- Мы знаем, что этой осенью в Казахстане пройдут выборы, и я уверен, что для Казахстана очень важно, чтобы условия выборов соответствовали международным требованиям. Я сейчас слышу, что Казахстан и дальше будет оставаться на пути проведения политических реформ.
В этот последний день июня глава германского внешнеполитического ведомства прощался с постом председателя в Совете Евросоюза, передавая его своему португальскому коллеге. Берлин же с утра праздновал День турецкой культуры, а после полудня горожане встречали Барбару Стрейзанд. Впервые в своей карьере знаменитая исполнительница сингла "Woman in Love" и звезда мирового экрана давала концерт в Германии и ее новой столице. Так что пробиваться из МИДа в помпезный отель "Ритц-Карлтон" дипломатам приходилось сквозь пробки и море зевак.
Через несколько недель они встретятся уже на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Город "большого яблока" также богат на пробки и знаменитостей. Но дипломатам, похоже, не привыкать.

Берлинский успех астанинского процесса

Руслан МИНУЛИН, Астана - Алматы ("Экспресс-К")

По пути из Астаны в Берлин глава казахстанского внешнеполитического ведомства Марат Тажин (на фото) рассказал о стратегических интересах европейцев в Азии.

- В разработке Стратегии Евросоюза в Центральной Азии региональные главы МИД принимали активнейшее участие. Менторский тон европейцев впервые сменился на доброжелательный диалог и совместную работу. Начало этому процессу было положено, насколько я помню, именно в Астане.
- Как вы правильно отметили, астанинский процесс заканчивается берлинским успехом. Первое коллективное детальное обсуждение этой Стратегии с министрами иностранных дел региона состоялось в Астане, в марте этого года. В нем также приняли участие глава МИДа ФРГ, комиссар по внешним связям Еврокомиссии, спецпредставитель ЕС по странам Центральной Азии (ЦА) и Чрезвычайный и Полномочный Посол Португалии. Ведь Португалия с 1 июля 2007 года председательствует в ЕС. В ходе астанинского обсуждения дискутировались многие из тех идей, которые вошли в окончательный документ.

- Европейцы по-прежнему интересуются лишь энергетическими и минеральными ресурсами Казахстана?
- Вопросы энергетического диалога являются принципиально важными с точки зрения стратегии, перспектив. В частности, Казахстан при выборе вариантов транспортировки своих энергетических ресурсов, при создании своей транспортной системы в целом исходит сугубо из своих национальных, экономических интересов. Именно на реализацию этих интересов и нацелена работа внешнеполитического ведомства Казахстана. Мы, честно говоря, не сторонники политизации этих вопросов. Однако мы обратили внимание европейских партнеров и на то, что речь должна идти не только об энергетическом блоке. Мы признательны европейской стороне за то, что многие наши предложения были учтены и вошли в окончательный вариант Стратегии. В частности, шел разговор об образовательной стратегии. В ЕС действует масса образовательных программ, в рамках которых студенты европейских стран имеют возможность учиться в разных странах. Это хорошо поставленный, развернутый процесс. Образованное население более восприимчиво к тем либеральным, демократическим ценностям, о которых все мы говорим. Развитие человеческого, культурного капитала с использованием, безусловно, огромного многовекового опыта Европы в развитии системы образования для нас очень важно.

- На встрече в Астане вы вспомнили соглашение, достигнутое европейскими государствами по справедливому использованию дунайских вод. В Средней Азии дефицит воды нередко оборачивался "войной кетменей".
- Действительно, Европе удалось достичь соглашения по водопользованию ресурсов Дуная - колоссальной водной артерии региона. Эта река протекает через многие европейские страны, и государствам удалось найти механизм, который позволяет в цивилизованной форме учитывать интересы стран, находящихся как в верховьях, так и в низовьях Дуная. Был создан корректный правовой механизм решения всех этих вопросов. Центральная Азия - это водонедостаточная территория с крайне неравномерным размещением водных ресурсов. Системы регулирования водоснабжения, экспертная поддержка со стороны международного сообщества в плане использования современных юридических норм и документов для нас очень интересны. В окончательный текст Стратегии эта тема тоже включена.

- Удалось ли найти общие точки соприкосновения в вопросе прав человека?
- Вопросы, связанные с правами человека, с продвижением демократических ценностей, вошли в третий блок. Я думаю, что здесь не надо предпринимать попытку навязывания стандартов одних стран другим странам. Не стоит искать и универсальный рецепт такого рода. Мы, безусловно, готовы и открыты для диалога по этим вопросам - в том, что касается развития нашей судебно-правовой системы и института омбудсмена (представитель по правам человека). Я думаю, что нам есть чему поучиться. Европейский опыт, связанный с реализацией прав человека, для нас очень важен.

- На встрече в Астане вы отметили, что Центральная Азия - чрезвычайно чувствительный регион. Это одновременно и потенциальный источник, и жертва распространения терроризма и экстремизма. Однако главный источник субрегиональных и глобальных угроз находится южнее:
- В Стратегии отдельно говорится о проблеме новых угроз, вызовов и рисков, в частности, связанных с международным экстремизмом и наркотрафиком. Осенью этого года в Алматы будет представлен региональный центр по борьбе с наркотрафиком - региональный офис ООН. Мы оказываем поддержку Афганистану, поставляя в эту страну зерно. Сейчас мы выходим на конкретный вопрос строительства школы и госпиталя в одной из провинций Афганистана. Второй потенциальный формат нашей работы по Афганистану - это участие наших бизнесменов в инвестиционных проектах. Казахстанская экономика, как и западная, это в основном частная экономика. Инвесторы будут принимать решение по участию в таких проектах, исходя исключительно из собственных прагматических интересов. Роль государства - это лишь дипломатическое сопровождение. Что касается прямого участия государства в программе реабилитации и восстановления экономики Афганистана, то мы эти вопросы обсуждаем, рассматриваем различные варианты. Потенциально в будущем мы действительно хотели бы принимать участие в программах по восстановлению инфраструктуры Афганистана. О конкретике говорить еще рановато: вектор развития наших отношений состоит, собственно, из гуманитарной помощи, инвестиционных проектов и поиска вариантов нашего прямого участия в реабилитации афганской экономики.

- Казахстанские компании уже столкнулись с проблемой доступа к соответствующим тендерам по Афганистану. Вряд ли это способствует реальной вовлеченности центральноазиатских стран в планы по реабилитации экономики этой страны.
- Что касается участия в тендерах, объявленных в рамках международной экономической помощи Афганистану, то там есть некоторые проблемы - и это не только страновые проблемы. Регион очень сложный. Механизмы, процедуры, транспарентность этой тендерной политики требуют определенной доработки. Я полагаю, что более перспективным является не столько участие в тендерах как таковых в рамках международной экономической помощи, сколько в инвестиционных тендерах, по участию в которых частные компании принимают решение самостоятельно.

- Германия активно поддерживала амбиции Казахстана по председательству в ОБСЕ. Вы вновь поднимете этот вопрос в Берлине?
- Мы хотим использовать площадку встречи в Берлине также и для того, чтобы довести наши аргументы до европейских партнеров. В целом уровень понимания происходящих в нашей республике процессов вырос. И задача нашего дипломатического корпуса - объяснить всю систему аргументации. Мы наладили постоянный, систематический информационный обмен со штаб-квартирой ОБСЕ. С одной стороны, мы приводим аргументы геополитического характера: это расширение зоны географической ответственности ОБСЕ. С другой - перед ОБСЕ стоит задача наполнения новыми функциональными содержательными параметрами деятельности этой организации. Нашу заявку поддерживает подавляющее большинство государств-участников ОБСЕ, наша республика - коллективный кандидат от СНГ, и избрание Казахстана на этот пост, если оно состоится, подтвердит принцип равенства всех государств - участников ОБСЕ.

- Пользуясь случаем, поздравляем вас с 15-летним юбилеем МИДа и желаем вам и вашим коллегам успехов в продвижении брэнда "Казахстан" на мировой арене.
- Спасибо. Просим любить и жаловать нашу дипломатическую службу.

Средняя: 3.4 (5 оценок)

Германия ключевая страна Западной Европы и Европы в целом. Надо как Путин налаживать с ней отношения днем и ночью.

Комментарии

Молодые французы с креативом в голове сбегают из Франции пачками. Ну почему?

Дойчи наконец то повернулись лицом к Азии, а не жопой.

Кстати, они намного мощнее лягушатников, с какой стороны не возьми. И в футболе у них одни негры...

Жидокармане 70% доходов России, Казахстана. Пророк Мухамед, имамы - шлюхи евродоллара, антиисламбанкинга. Антитенговая стратегия 2030. Враг штаты: Нацбанка, АФН, ФП, КНБ. Сионист-СМИ-законодатели: казахгеит-сотрудничества, курсотеррора(30крат), ценомародерства, трудорабства, сиротодетства, бомжемолодости, 95% батракизации. Бомбы: недро-паразит-миллионеров, непроизвод-валют, депозитов, доходов, денмассы. Крысопотребление: городов, Ассамблеи, НПО, религ-партии(без прибавпродукта). Курчак-выборы вне профкластеров, кадро-аудита-балансов(бухгИК). БИсчет потомству при выносе трупа власти(180трлн). М Ишаев Ставка ордабасы ООН РК тел 662891, +7706711095